Закон о профилактике правонарушений

Закон о профилактике правонарушений


Ответственность

Закон о профилактике правонарушений — вопросы и ответы

В данной статье изложено частное мнение на содержание федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Данное мнение может расходиться с мнением большинства и является индивидуальным первичным  анализом официально опубликованного, но не вступившего в силу закона.

Напомним, что в конце сентября 2016 года вступит в силу федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ».  Со вступлением данного закона связано много вопросов и опасений. Давайте разберемся в законе дословно и ответим на вероятные вопросы.

Кто будет заниматься профилактикой правонарушений?

Заниматься профилактикой правонарушений будут:

  • 1. Субъекты профилактики правонарушений
  • 2. Лица, участвующие в профилактике правонарушений

Кто такие «субъекты профилактики правонарушений»?

Стоит заметить, что в самом законе отсутствует точное определение термину «субъект профилактики правонарушений» (Назовем его СПП), однако из совокупности имеющихся положений, можно сделать вывод, что субъектом профилактики правонарушений является предусмотренный законом орган государственной власти или местного самоуправления, в компетенцию которого входит осуществление профилактики правонарушений (далее – ПП).

Если упростить до бытового уровня, то «СПП» — это не конкретный человек, а орган власти, который осуществляет ПП, то есть тот орган, который будет «бдеть» за соблюдением морали.

Все СПП перечислены в законе. Это:

  • 1) федеральные органы исполнительной власти;
  • 2) органы прокуратуры Российской Федерации;
  • 3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
  • 4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) органы местного самоуправления.

Для тех, кому этот перечень ничего не говорит, уточняем: все органы власти от местной администрации до министерства здравоохранения – будут «бдеть».

Кто такие «лица, участвующие в профилактике правонарушений»?

В отличие от СПП, данному понятию дается определение в законе.

«Лица, участвующие в профилактике правонарушений, — граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

О чем говорит данное определение? О том, что любой желающий, неважно, «физик» или «юрик», может помогать органам власти «бдеть».

Что такое «профилактика правонарушений»?

Этому понятию тоже дано определение в законе, но можно считать, что определения нет, потому что смысловую нагрузку оно несет минимальную. Цитируем:

«Профилактика правонарушений — совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».

Переводим. Совокупность – это единство различных элементов. То есть все и сразу. И далее, «мер социального…». Термин «социальный»  не имеет единого значения, до сих пор ведутся жаркие споры относительно его наполнения. Можно понимать, как «общественный», связанный с жизнью в обществе, или в смысле «социального государства», то есть социального – как направленного на установление равенства в достижении благ, имеются и другие взгляды на содержание этого понятия. В общем, в этом месте понятие «профилактика правонарушений» становится размытым и теряет четкость и ясность. Совокупность мер социального, правового, организационного,  информационного и иного характера, направленных …

В этом месте мне вспомнились  слова одного очень уважаемого человека: «Глупец тот, кто использует сложные термины для описания простых вещей, он старается скрыть свое невежество за содержанием слов, понятия которых ему самому недоступны. И мудрец тот, кто для описания сложного избирает простые слова, давая возможность постичь сложное даже кухарке».  Это лирическое отступление, навеянное определением, которое по идеи, заключая в себе норму права, должно быть доступно всех и каждому для понимания, но усложнено настолько, что теряет смысл.

Вернемся к постижению задумки законодателей. Итак, профилактика правонарушений – это, по мнению законодателей, единство различных мер (причем слово «иных» делает перечисление «социальных, правовых» и т.д. вообще бессмысленным), «направленных  на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».
Здесь появляется ясность в замысле.

Выявление и устранение причин и условий и оказание «воспитательного воздействия на лиц» — вот основной смысл данного определения. Причем нет никаких уточнений о том, о воспитании каких именно лиц идет речь, а это формально значит, что воспитывать надо всех, абсолютно и поголовно.

Теперь для ясного понимания, переводим на всем понятный язык, так как мы поняли:

Профилактика правонарушений  – это разные методы выявить и установить причины появления правонарушений, и  различные способы перевоспитывать людей, чтобы все вели себя так, как надо.

Кому надо? — спросите Вы. Тут вопрос интересный, потому что далее речь идет о морали и общепризнанных правилах поведения, но определять мораль и общепризнанные правила поведения будут «на глаз» работники СПП, а также «бдящие граждане», содействующие СПП. Ведь критерии оценки в законе отсутствуют.

Что такое «антиобщественное поведение»?

В законе сказано:  «Антиобщественное поведение — не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».

О, друзья, это «шедевр»!  Итак, антиобщественное поведение — это некоторые действия человека, которые нарушают «общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц». Во-первых, есть такое понятие как «буква закона». Здесь мы видим союз «и» между «общепринятыми нормами поведения» и «моралью», а также между «правами» и «законными интересами других лиц», а это значит, что действия физического лица обязательно должны нарушить либо общепринятые нормы и мораль (одновременно), потому что у нас стоит союз «и», либо права и законные интересы других лиц (тоже одновременно).

Важно понимать, что в законе отсутствует определение понятиям «мораль», «общепринятые нормы поведения», как впрочем, и понятия «права и законные интересы».

Бесплатная консультация юриста

В российском законодательстве мы можем найти понятие «моральный вред», но определение термина «мораль» отсутствует.
Встречается в законодательстве РФ такое сочетание как «общепринятые нормы поведения и морали», например, в ст. 341 ТК РФ «Основания прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей», однако отсутствует определение понятиям «общепринятые нормы поведения» и «мораль».

«Мораль» — является философской категорией. Понятия «добро» и «зло» являются относительными, и будут различаться в зависимости от местности, культуры, традиций и др. критериев.  У кого-то в центре города зарезать  барана – это традиция, а у кого-то глубокая моральная травма.

Имеется неопределенность в понимании термина «мораль», через который определяется такое понятие как «антиобщественное поведение», через которое в свою очередь определяется понятие «профилактика правонарушений», то есть имеется неопределенность в понимании всего закона. При этом закон затрагивает права всех граждан Российской Федерации, поскольку устанавливает меры воздействия на всех граждан.

Нет опубликованного закона, который давал бы ясность и точность в понимании терминов «мораль», «общепринятые нормы поведения» и как следствие, на основании которого можно было бы однозначно говорить о том, что термины «антиобщественное поведение» и «профилактика правонарушений» имеют определенные значения, необходимые для реализации федерального закона «об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Запись на консультацию юриста

Стоит обратиться к ст. 15 Конституции РФ, а также к здравому смыслу.

Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

ФЗ о ПП затрагивает права, свободы и обязанности граждан, он опубликован, но в нем имеются термины, значения которых не раскрыты, что порождает неопределенность в понимании всего закона, затрагивающего права.

Есть все основания утверждать, что данный закон в том виде, в котором он есть, то есть без определения «морали», «общепринятых норм поведения», противоречит ст. 15 Конституции РФ, поскольку затрагивает права и свободы наряду с тем, что отсутствуют опубликованные нормы, раскрывающие содержание тех деяний, за которые данный закон может быть применен к конкретным лицам.

То есть фактически, в настоящей редакции, закон об основах системы профилактики правонарушений противоречит Конституции, поскольку содержащиеся в нем нормы содержат неопределенности, которые создают почву для безграничных злоупотреблений со стороны субъектов профилактики правонарушений, поскольку «антиобщественным поведением» может стать абсолютно любое поведение, которое субъекту ПП, а точнее конкретному исполнителю, покажется таковым, а у лица, в отношении которого будут применяться меры ПП, нет оснований даже приблизительно оценить законность оценки его поведения, как «антиобщественного».

Полагаем, что в данном месте в законе имеется серьезный пробел. Сделан он намерено или нет, остается только гадать. Но фактически, по нашему мнению, из-за подобных неопределенностей, порождаемых отсутствием точных формулировок в законодательстве, данный закон противоречит Конституции РФ.

При анализе закрепленного в новом законе термина «антиобщественное поведение»  примечательным также является соотнесение его со смежным законодательно закрепленным понятием «антиобщественные действия». Данный термин содержится в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Под «антиобщественными действиями» в данном законе понимается «действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Контраст очевиден. В данном случае очень конкретное описание «антиобщественных действий». Четко и определенно можно сказать  совершение каких именно действий будет считаться «антиобщественным».

На данном примере еще контрастней выглядит порождаемая Законом о ПП неопределенность понятия. Данный пример дополнительно указывает на тот факт, что у законодателя есть опыт в определении смежный понятий без создания правовой неопределенности. Этот факт дополнительно указывает на несоответствие закона Конституции РФ.

Запись на консультацию юриста

Вместе с этим, закон о ПП 2016 года говорит о том, что «Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами».

Из этого следует, что в правовую основу профилактики правонарушений «для взрослых» не входит законодательство о профилактике правонарушений несовершеннолетних, являясь специальной нормой, согласно пункту 2 ст. 3 Закона о ПП.  Вместе с этим правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, то есть с учетом терминов указанных в законе о несовершеннолетних.  Тогда не ясно, почему при правовом регулировании, а именно при издании закона о ПП имеются неопределенности в терминологии при наличии в действующих законах смежных четко определенных понятий?

Более того, сам факт существования смежных понятий, различных по содержанию, порождает дополнительную неопределенность в их понимании. Ведь в «антиобщественных действиях» несовершеннолетних перечислены действия являющиеся объективной стороной административных правонарушений и преступлений, а исходя из содержания «антиобщественного поведения» действия не должны подпадать под действие уголовного и административного законодательства.

Что этим хотел сказать законодатель, остается только гадать. Но факт остается фактом, закон, затрагивая права и обязанности граждан, порождает неопределенность в силу отсутствия официально опубликованного определения понятий, через которые раскрываются основополагающие термины указанного закона. Кроме того, вступая в коллизию с официально закрепленными в других законах, смежными понятиями. Что, с очевидностью, породит нарушение прав граждан, в силу заложенной в законе вероятности злоупотребления представителями СПП своими полномочиями. Злоупотреблениями, которые в силу все той же законодательно заложенной неопределенности, будут вполне себе «законными».

Что делать с имеющейся в законе неопределенностью терминов?

Полагаем, что наиболее разумным вариантом решения данного вопроса является конституционная проверка.  Конституционный суд РФ полномочен проверять факты несоответствия законов Конституции РФ.

Имеется ли у СПП какая-то ответственность за возможные нарушения прав человека при осуществлении ПП?

Закон предусматривает наряду с другими два принципа осуществления ПП:
компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;
ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Однако данные принципы не раскрываются в законе, также в законе не предусмотрен никакой особый порядок оценки «компетентности» при том, что как уже стало понятно, наполнение «антиобщественного поведения» будет происходить «на глаз» представителями СПП, которые будут на основании принятого закона  «мерилом общепринятых норм поведения и морали». В законе нет и указаний на то, какую именно ответственность будут нести СПП и их должностные лица. Вероятно, речь идет о превышении должностных полномочий, что в силу неопределенности основополагающих терминов в законе, невозможно, поскольку границ четких и ясных «антиобщественного поведения» нет, что исключает вообще какие либо превышения. Применяй к любому меры профилактики – это законно, особенно если твоя мораль, как представителя СПП иная, нежели представления о морали у конкретного лица.

Если ты представитель СПП – ты мерило антиобщественного поведения! Ты решаешь, кто ведет себя правильно, а кто нет.
Резюмируя: вопрос компетентности и ответственности в законе упомянули, но раскрыть забыли.

Профилактикой чего призван заниматься закон?

Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:

  • 1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
  • 3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
  • 4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
  • 5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
  • 6) противодействие незаконной миграции;
  • 7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  • 8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
  • 9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • 10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • 11) обеспечение экономической безопасности;
  • 12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;
  • 13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
  • 14) обеспечение пожарной безопасности;
  • 15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • 16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Эти «направления» — это мед и деготь в одной бочке. Начнем с конца. «Предупреждение, ликвидация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера», это на ряду с тем, что вторым пунктом идет «предупреждение правонарушений» («правонарушения, согласно закону – это преступления и административные правонарушения). О чем тут вообще речь? Каким образом профилактика правонарушений – то есть совокупность методов выявить причины правонарушений и научить всех вести себя правильно – относиться к «ликвидации чрезвычайной ситуации»  или к ее предупреждению? Каким образом сбор сведений о возможных правонарушениях и лицах, склонных к их совершению, поможет предотвратить наводнение? Собранная воедино база данных выступит плотиной?

Вообще перечень направлений профилактики правонарушений больше похож на комплекс задач для правоохранительных органов. У нас лица, которые не совершают правонарушений и преступлений, мы с ними собираемся беседы профилактические проводить о морали и общепринятых правилах поведения, откуда в направлениях, появилось «обеспечение общественного порядка»? Каким образом сбор информации о причинах правонарушений и разъяснения лицам, как нельзя себя вести должно обеспечить общественный порядок? При угрозе массовых беспорядков, СПП должны выйти и прочитать лекцию, повышающую правосознание граждан?

Что уж говорить о таком направлении как «противодействие терроризму…», «незаконному обороту наркотиков…» и т.п. Противодействие – это такое действие, которое служит сопротивлением для иного действия. Есть терроризм. С трудом вериться, что лица, вовлеченные в данные действия, являются примерными гражданами, не совершающими никаких преступлений и административных правонарушений, ходящие себе мирно за хлебушком и нарушающие только мораль. С трудом вериться, что у СПП есть возможность прочитать террористу лекцию, повышающую правосознание, или провести профилактическую беседу. И учет таких лиц, скорее должен вестись в рамках возбужденных уголовных дел с одновременным розыском, а не как профилактический учет лиц, склонных к правонарушениям. Каким образом, методы сбора информации о причинах правонарушений и перевоспитания в законопослушных, но аморально ведущих себя граждан, должно стать противодействием терроризму?

Это из серии, «как с помощью ложки, остановить едущий на тебя танк».

Прочтение этого перечня наталкивает на мысль о несоответствии идеи и реализации. Хотим бороться с организованной преступностью путем сбора информации и бесед с лицами, которые даже правонарушений не совершили.

Вероятно, идея заключается в том, чтобы повысить уровень бдительности граждан. На фоне усиления вооруженных сил, а также на фоне принятия антитеррористических законов, стоит полагать, что идея нужная и полезная. Но реализация печалит, конечно. Повышать уровень правового сознания и правовой ответственности граждан, конечно же, нужно с принятия понятных законов с ясными целями, а не с законов, закладывающих повод для злоупотреблений со стороны субъектов права, и ставящий перед собой невозможные, с точки зрения механизма реализации, – задачи.

В настоящий момент, с базой потенциальных правонарушителей хотим  тормозить реальную, действительную преступность.

Продолжение следует…