Обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг

Обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг


потребители

Обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг. Что мы знаем о качестве товара, услуг, работ?

Качество товара является важнейшим критерием в определении потребительских свойств и назначения товара. Товар может быть использован в определенных целях для удовлетворения потребностей потребителя.

Требования к качеству товаров (работ, услуг) определяются в нормативных документах, которые должны быть основаны на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств.

В Российской Федерации эти требования должны соответствовать Закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Бесплатная консультация юриста

Обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды и обеспечивают защиту прав и интересов потребителей.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 469 Гражданского кодекса РФ качество товаров (работ, услуг) должно соответствовать договору.

В договоре качество товаров (работ, услуг) определяется путем указания конкретного нормативного документа по стандартизации, требованиям которого их качество должно соответствовать. Ст. 9 Закона РФ от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает, что в договор обязательно должно включаться условие о соответствии товаров (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товаров (работ, услуг), то продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Это прежде всего касается таких товаров, как мебель, бытовая техника, верхняя одежда, транспортные средства и т.п.

Условия о качестве товаров при оформлении купли-продажи содержатся в техническом паспорте на товар, правилах по его использованию, на этикетке или ярлыке, где указываются нормативный документ по стандартизации, артикул, фасон, размер и т.п., на товаре или его упаковке, где также указывается нормативный документ, дата изготовления, срок годности, правила использования или хранения и т.п.

Запись на консультацию юриста

Приобретая товар, потребитель принимает к сведению требования к качеству как часть необходимой ему информации, и поэтому они становятся условиями договора купли-продажи, определяющими качество приобретенного товара.

В договорах на выполнение работ и оказание услуг потребитель имеет гораздо большую свободу в определении качества предмета договора.

Наряду с общими требованиями к качеству выполнения работ (оказания услуг), установленными нормативными документами, потребитель может и имеет право выдвигать свои индивидуальные требования и настаивать на их выполнении.

Это относится к заказам на индивидуальный пошив одежды, обуви, строительство жилья, ремонт квартир и т.п. Требования потребителя в заключенном договоре становятся условиями договора о качестве работы (услуги) и подлежат обязательному исполнению.

Такой договор, в отличие от договора купли-продажи, заключается, как правило, в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено предоставление изготовителем (исполнителем, продавцом) гарантий качества товара (работы, услуги). В таком случае устанавливается гарантийный срок, в течение которого одна сторона гарантирует другой стороне использование товара (работы, услуги) в полном соответствии с заключенным договором и принимает на себя дополнительные обязанности по бесплатному ремонту, техническому обслуживанию, устранению неисправностей, замене товаров и др.

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части
( узлы, комплектующие детали )

Продавец товара имеет право устанавливать дополнительные гарантии качества для потребителя при продаже товара путем установления дополнительного гарантийного срока, сверх гарантийного срока, устанавливаемого изготовителем.

В этом случае права потребителя и обязанности продавца в случае обнаружения недостатка в товаре в течение данного дополнительного гарантийного срока определяются договором между потребителем и продавцом.

Потребитель имеет право потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) проверки качества товара (работы, услуги). Это может выражаться во внешнем осмотре товара (работы), его демонстрации в действии, регулировке и настройке телерадиоаппаратуры, примерке и т.п.

Бесплатная консультация юриста

Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товаров длительного пользования в течение всего срока его службы или, если срок службы не установлен, в течение десяти лет.

В этих целях изготовитель создает технические сервисные центры, обеспечивает выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасные части в течение всего срока производства товаров и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В целях обеспечения гарантий качества товаров ст. 5 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещена продажа товаров по истечении установленных сроков годности.

Такой товар должен быть снят с реализации и подвергнут либо дополнительной обработке, либо переработке, либо утилизации, либо уничтожению.

Запись на консультацию юриста

За продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) ненадлежащего качества изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность перед потребителем, включая возмещение материального ущерба и морального вреда.