Коррупция одна самых из наиболее устойчивых форм социальных отношений

Коррупция одна самых из наиболее устойчивых форм социальных отношений


Ответственность

ПОЧЕМУ ПРОЦВЕТАЕТ КОРРУПЦИЯ?

Коррупция довольно объемное понятие, в него входят дача взятки, ее получение, и включает в себя использование должностного положения для личной выгоды вопреки закону. Коррупция одна самых из древнейших и наиболее устойчивых форм социальных отношений между людьми.

В той или иной мере она присутствовала во всех обществах и во все эпохи человеческого развития. Во времена кризисов, войн, других социальных и политических потрясений коррупция резко возрастает и приводит к еще более серьезному упадку любого государства, общества.

Существует прямая зависимость между уровнем коррупции и стабильностью государства, уровнем жизни в этом государстве. Исследователи и аналитик выделяют коррупцию, как сильный расшатывающий фактор для любой страны.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция достигла невероятного размаха и всерьез угрожает национальной безопасности страны. Коррупция в России достигла таких масштабов, что представляет значительную угрозу социальной и экономической безопасности страны и негативно влияет на репутацию России в международном сообществе.

В нынешней ситуации коррупция является надежным инструментом создания благоприятных условий для определенного круга лиц, осуществляющих не вполне законную деятельность. Так, В условиях становящейся рыночной экономики коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества. Вне поля правового регулирования остаются многие виды социально и экономически опасной коррупции: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм и протекционизм; непотизм (покровительство родственникам); незаконное обогащение и т.д.

Коррупция в нашей стране проникла во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу правоприменения и даже в сферу правотворчества. Так, Анализ законодательства о борьбе с коррупцией, проведенный сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, свидетельствует о том, что многие наши законы по сути своей являются коррупциогенными и криминогенными.

Надо отметить, что коррупция подобно раковой опухоли поразила правоохранительные органы, судебную систему и даже органы законотворчества. Коррупционные связи подрывают правовую систему нашей страны.

Так, в некоторых нормативно-правовых актах нашей страны прямо или косвенно, сознательно или же несознательно закреплены корупциогенные факторы. Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 03.11.2015) коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Примером коррупциогенного фактора могут служить распространенные в отечественном праве оценочные понятия, то есть содержание которых зависит от конкретной ситуации. Оценочными понятиями в уголовном праве в настоящее время являются «особая жестокость», «психотравмирующая ситуация» и другие.

Некоторые понятия также являются в уголовном праве оценочными в силу того, что признаки их раскрывающие являются оценочными. Так, Согласно «Уголовному кодексу Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее УК РФ) существуют понятия «организованной группы» и «преступного сообщество (преступной организации)», однако невозможно объективно установить разницу между «устойчивостью организованной группы» и «сплоченностью преступного сообщества».

В Российском уголовном праве ведущая роль по разъяснению оценочных понятий принадлежит ВС РФ, который в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дает разъяснения по вопросам судебной практики. Очевидно, что выносить решения по уголовным делам на основании постановлений Пленума ВС РФ нельзя, так как единственным источником российского уголовного права является УК РФ (ст. 3 УК РФ). Но и недооценивать роль постановлений Пленума ВС РФ тоже не стоит, так как он является высшим судебным органом и за ним всегда остается последнее слово.

Однако не стоит забывать, что акты Верховного суда конкретизируют не все оценочные понятия, да и не в полной мере.

Бесплатная консультация юриста

Таким образом, на практике решение о соответствии деяния оценочному понятию осуществляет правоприменитель (например: следователь). Следовательно, правоприменитель получает свободу принимать решение по своему личному усмотрению и в связи получает власть над судьбой обвиняемого.

Объем оценочных понятий в уголовном праве довольно велик, они не все разъяснены актами Верховного суда, поэтому оценочные понятия являются благоприятными условиями для коррупции в нашей стране.